20 апреля 2024 г. 06:17
Бриньковское сельское поселение

Приморско-Ахтарский район Краснодарского края

75-лет освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков

17.10.2018

В преддверии празднования 75-летия освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков в музее ст. Бриньковской прошла встреча учащихся МБОУ СОШ №5 и казаков-кадетов Бриньковского казачьего кадетского корпуса им. М.Я. Чайка с участником боев за освобождение Кубани- Мартыненко Виктором Акимовичем. 

В ходе встречи молодому поколению был показан слайд- фильм «Освобождение Приазовья. Голубая линия». Казаки-кадеты прочитали стихи о Великой Отечественной войны, исполнили песню «От героев былых времен». Мартыненко Виктор Акимович поделиться своими воспоминаниями военного времени.

- После 8-летки окончил в Новороссийске школу взрывников, стажировался в станице Нижнебаканской на рудниках, оттуда и взяли меня на фронт. Из нас, новобранцев, была создана так называемая секретная рота «300». После специальной подготовки в 1941-ом, действовали мы год, когда наши войска отступали, мы должны были взрывать важные объекты. От Ростова после наших действий взлетали в воздух мосты, электростанции, железные дороги, стрелки, элеваторы...За год из трехсот саперов нас осталось всего 60 человек, - с горечью рассказывал В.А. Мартыненко. 

А потом в его фронтовой судьбе были ожесточенные бои на Северном Кавказе в 556 саперном батальоне. Старшина Мартыненко участвовал в освобождении Кубани, был ранен, после госпиталя в Ставрополе снова вернулся в саперную часть 316 прославленной в боях под Москвой панфиловской стрелковой дивизии. 

- И бросили нас на освобождение Темрюка. В 1943-м, 1 октября, кубанская земля была освобождена. Наша совсем поредевшая часть пополнилась людскими резервами, и дальше мы освобождали Киев, Житомир. Под городом Любар на границе с Польшей снова был ранен, снова госпиталь, откуда уже попал в 253 стрелковую дивизию и снова сапером, а сапер: или орден, или смерть. Впереди уже был Берлин. Столько пришлось разминировать. Штурм Берлина начался 24 апреля, а мы, саперы, уже с 20-го числа и днем, и ночью разминировали подступы. Заминировано было все: ногтей не осталось, так ковыряли землю, чтобы найти взрыватель, ложкой ковыряли. 

- Сколько тогда погибло наших саперов! Из всех частей из нас с трудом собрали сводный батальон. Вот тогда и я получил тяжелое ранение. В июне 45-го, инвалидом, он вернулся в станицу Нижнебаканскую, где тогда жила семья. Вскоре переехал в Приморско-Ахтарск. Где и проживаю по сегодняшний день.